История Пермской биржи труда

Элементы помощи безработным проявлялись среди пермских жителей еще в XIX веке. Так, Пермское дамское попечительство о бедных, Общество попечения о лицах освобожденных из мест заключения, выражая заботу об обездоленных жителях, пытались устроить отдельных лиц на работу, выделяли средства на покупку инструментов, переквалификацию и получение профессии. Например, еще в год своего открытия Попечительство о бедных в ноябре 1862 г. постановило: "Предложить дамам-благотворительницам г. Перми взять на себя труд распоряжаться заказами, поступающими в комитет от разных лиц и казенных заведений и усилить предложение работы покупкою на деньги Попечительства материалов, с тем, чтобы работы швейные как мужские, так и женские продавались потом кому угодно". Среди видов помощи общества отмечалось: "Общество оказывает вспомоществование бедным посредством доставления им полезных занятий и материалов для работ, отдачею детей для обучения мастерствам и ремеслам; общество оказывает вспомоществование преимущественно приисканием работы и средств к выгодному сбыту оной. Если же таковой бедный откажется от предлагаемых занятий, то лишается права на покровительство Общества".

Первым законодательным актом по организации бирж труда в России является постановление Временного правительства от 19 августа 1917 г. "Об установлении Положения о биржах труда". Этим законом и руководствовалась Пермская городская дума. 7 декабря 1917 г. состоялось внеочередное заседание Пермской городской думы (в Перми окончательное установление Советской власти произошло лишь к концу декабря 1917 г.), на котором был заслушан доклад "Об учреждении в Перми городской биржи труда". Было отмечено, что в ряде неотложных проблем перед общественным самоуправлением занимает задача урегулирования рабочего вопроса, что борьба с существующей и явно усиливающейся безработицей должна повестись немедленно решительными мерами.

Доклад Гор. Думы.jpg

В докладе отмечается: "Законом 19 августа роль Бирж Труда значительно расширяется. Из учреждений только посреднических они делаются статистическими центрами...Биржи Труда: регистрируют спрос на труд и предложение труда; оказывают посреднические услуги по найму; ведут текущую статистику спроса на труд и предложения труда; собирают прочие сведения о положении местного рынка труда и принимают иные меры, способствующие упорядочению спроса и предложения труда".

Пермская городская управа совместно с комиссией по рабочему вопросу посчитала необходимым открытие в Перми городской биржи 1 января 1918 г. Была разработана смета, которая выражалась в сумме 2500 руб. на приобретение оборудования и 13000 руб. на 1918 г.  Штат предполагаемой биржи заключал заведующего, двух регистраторов и сторожа - рассыльного. Для организации биржи труда предполагалось снять квартиру не менее 4 комнат, а так же открыть отделения или "Корреспондентские пункты" в пригородах Мотовилихе, Балашихе, Левшихе.

20 декабря был разработан Устав биржи труда, на котором отразились буржуазно-либеральные убеждения городской думы. Пермская биржа труда учреждалась Пермским городским общественным самоуправлением. Биржа труда ставила целью "широкое и планомерно действующее посредничество при найме между рабочими и вообще нуждающимися в заработке лицами, с одной стороны, и предпринимателями и вообще всякого рода нанимателями, с другой". Услуги биржи труда объявлялись бесплатными, а все частные конторы по найму и посредничеству, существующие в г.Перми, с открытия городской биржи труда должны были закрыться. Буржуазно-либеральный состав комитета биржи труда проводил совещания 22 января, 24 января 1918 г. - в ГАПО сохранились извещения об этих совещаниях. О том, какие вопросы решались на совещаниях точно не установлено, но, предположительно, решались вопросы финансирования биржи, т.к. 15, 26 и 27 января в городской думе обсуждались финансовые вопросы.

31 января 1918 г. был опубликован за подписью В.И.Ленина декрет "О биржах труда". Под влиянием Совета профсоюзов в изменившейся обстановке установившейся Советской власти на заседании городской думы 7 февраля 1918 г. в Устав биржи были внесены изменения. В частности, в комитет по управлению биржей труда вместо равного количества - 5 представителей профессиональных организаций рабочих и 5 представителей, избираемых городской думой, - был утвержден состав комитета биржи труда из представителей профессиональных союзов из числа 4/7 состава, фабрично-заводских, сельскохозяйственных рабочих комитетов -1/7 состава, класса безработных - 1/7 и городского и земского самоуправления - 1/7 состава. Таким образом, состав комитета от городского и земского самоуправления сократился с половины состава до 1/7, состав пролетарских представителей с половины увеличился до 5/7.
По новому положению, местные биржи труда учреждались местными объединениями профессиональных союзов при городских и земских самоуправлениях в поселениях с числом не менее 20 тысяч. Теперь наем рабочих и служащих должен был производиться только через биржу труда. Объявлялось, что не подчиняющиеся будут подвергаться тюремному заключению до 6 месяцев.

В списке бирж труда Пермского округа на 1 октября 1918г. значились:
Пермский уезд:
1. Пермская городская биржа труда, г. Пермь, ул. Торговая;
2. Корреспондентский пункт Пермской городской биржи труда при заводе "Пермолес";
3. Мотовилихинская биржа труда;
4. Чусовская районная биржа труда;
Осинский уезд:
5. Осинская городская биржа труда;
Оханский уезд:
6. Оханская уездная биржа труда;
7. Нытвенский корреспондентский пункт;
8. Очерский корреспондентский пункт;
Кунгурский уезд:
9. Кунгурская городская биржа труда..

С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. Пермь была под властью адмирала Колчака. Возобновила свою деятельность буржуазная городская дума.
Во второй половине 1919 г. отдел труда, после установления Советской власти, вновь решает организационные вопросы: об организации инспекции труда, о кадрах (с испытательным сроком, переэкзаменовкой), о связи с профсоюзами, о необходимости публикации новых законов и положений о трудовой повинности.

В годы гражданской войны все народное хозяйство пришлось перестраивать на военный лад. Была введена экономическая политика "военного коммунизма", направленная на мобилизацию всех сил народа и ресурсов государства на дело обороны. Кроме ранее национализированной крупной промышленности Советская власть провела национализацию средней промышленности и значительной части мелких предприятий. Была введена всеобщая трудовая повинность для трудоспособного населения по принципу: "кто не работает, тот не ест". Все трудоспособное население должно было пройти регистрацию в комитетах по труду губисполкома. Было введено в жизнь несколько решений и постановлений о трудовой повинности от 21 июля 1920 г., от 17 марта 1921 г.

В первые годы Советской власти трудовая повинность - краткосрочная трудовая обязанность по выполнению в исключительных случаях общественно-необходимых работ - применялась главным образом как метод привлечения к труду различных нетрудовых элементов. Решением губисполкома от 21 июня 1920 г. был открыт "стол по делам трудовой повинности".

В условиях послевоенной разрухи для пуска предприятий необходимо было решить топливный вопрос. К работе на кизеловских угольных шахтах, лесозаготовках, на лесосплаве привлекались рабочие и других губерний - Сарапульской, Вятской, Нижегородской.
Жесткими мерами велась борьба с трудовым дезертирством. По Постановлению СНК от 28 февраля 1921 г., 21 марта 1921 г. Пермский отдел труда губисполкома принял постановление о том, что все учреждения, заведения и предприятия обязаны вести списки рабочих и служащих или карточки-формуляры. Неисполнение данного постановления влекло к ответственности за попустительство и содействие трудовому дезертирству. 1 июля 1920 г. губисполком решил вопрос о создании концентрационных лагерей для дезертиров труда. Например, в сентябре 1920 г. за взятку за освобождение от трудовой повинности луком и маслом священник села Култаево Бурылов был заключен в концлагерь на 1 месяц. Зимой 1921 г. за срыв лесозаготовок были преданы суду начальник и комиссар службы пути.
Кроме карательных мер рассматривались и меры поощрения. Например, в одном из документов говорилось о том, что "граждан Ощепкова Василия Поликарповича с сыном Дмитрием и гражданку Порозкову Манефу Павловну считать героями труда за добровольное и честно-примерное выполнение заданий рабоче-крестьянской власти по боевому приказу Губкомтруда на лесозаготовки с опубликованием их имен в газете "Звезда" и премировать дополнительно к полагающейся 100% норме на¬тур премии, еще дополнительно первого Ощепкова с сыном 10 фунтами керосина и 15 аршин мануфактуры и Порозкову 15 фунтов и 15 аршин мануфактуры".
В 1920-1921 гг. к работам по трудналогу в Пермской губернии на лесозаготовках было привлечено 50 тыс. мужчин и 25 тыс. женщин.

Работница 1920 г.jpg

Работница одного из пермских заводов (1920 г.)

В соответствии с приказом № 118 по Губкомтруду от 25 октября 1920 г. о найме рабочих и служащих было решено создать институт районных политических уполномоченных, укрепляющий и контролирующий деятельность волостных трудовых комитетов.
Актуальным был вопрос о назначении руководящих и контролирующих кадров. По трудовой повинности привлекались работники счетной квалификации, так как многие работники интеллектуального труда эвакуировались вместе с армией Колчака. Из документа того времени: "К привлечению подлежат все специалисты, знающие дроби и умеющие считать на счетах". В связи с нарушением правил найма служащих осенью 1920 г. были преданы суду следующие ответственные работники: заведующий губотделением юстиции, заведующий губотделом народного образования, завгуб. продовольственного комитета, завгуб. земельным отделом, губфинотдела и завгубисполкома за то, что ими были развешаны объявления о найме служащих в обход регистрации работников в отделе труда.
16 марта 1921 г. на заседании комитета отдела труда решали вопрос о создании секции учета рабочей силы работников искусств, 22 октября - секции распределения юношеской рабочей силы.
По мере восстановления народного хозяйства после военной разрухи возникала потребность в тех или иных специалистах. Весной 1921 г. была объявлена явка в 3-дневный срок врачей и фельдшеров, аптекарских работников для борьбы и предупреждения болезней и эпидемий. Для решения продовольственной программы объявлялась мобилизация специалистов сельского хозяйства и земледелия, организовывалось губернское бюро учета технических и строительных специальностей и т.д.

Отделы труда в 1920-1921 гг. являлись только органами учета, привлечения и распределения всей рабочей силы и надзора за ее правильным и рациональным использованием, но уже в середине 1921 г. в связи с демобилизацией армии и закрытия ряда предприятий происходит регистрация свободного предложения труда, а с начала 1922 г. встает вопрос об оказании помощи безработным.
В июле 1922 г. отделом труда было принято временное положение о биржах труда. По отделу труда отмечалось 3 вида помощи: общественная (необходимость организации столовых для безработных), индивидуальная и жилищная (в случаях угрозы выселения за квартирную неуплату выделять деньги из фонда безработных).
На май-июнь 1922 г. отделом труда для организации помощи безработным было выделено 2500 пайков, в июле - 600 пайков.
В августе 1922 г. был поставлен вопрос об организации филиалов биржи труда (корреспондентских пунктов) в Мотовилихе (с закреплением к Мотовилихинскому пункту Левшино, Курьи, Платошино, Заозерья и др. мелких заводов в радиусе 30 верст), в Лысьве, Чусовом, Нытве, Чермозе, Кизелкопях и Боткинском заводе.
В августе бирже труда было выделено 18 млн. руб. для организации общественной столовой для безработных на 200 чело¬век. На 26 октября 1922 г. фонд безработных составлял капитал 1 251 750 руб.
Осенью 1922 г. губземправлением были организованы общественные работы по уборке урожая.
В январе 1923 г. корреспондентским пунктам бирж труда для помощи безработным было выделено:
Мотовилихе - 70 пудов муки и 1000 руб.,
Воткинску - 70 пудов муки и 3500 руб.,
Кунгуру - 50 пудов муки и 1000 руб.,
Очерскому и Павловскому заводам - 25 пудов муки и 500 руб.,
Майкору - 30 пудов муки и 500 руб.,
Лысьве - 30 пудов муки и 1000 руб.,
Пожве - 25 пудов муки и 500 руб.

Особое внимание уделялось борьбе с женской безработицей. Власти были обеспокоены возрастающей проституцией. Как мера борьбы в декабре 1922 г. была организована швейная артель, в феврале 1923 г. - школа кройки и шитья. Для организации празднования 8 марта было выделено на приобретение продовольственных пайков 4000 руб. В апреле 1923 г. на женскую безработицу было выделено 50 900 руб.

Происходившее в ноябре-декабре 1923 г. районирование Урала коснулось в значительной степени и органов по регулированию рынка труда в Пермской губернии. В связи с выделением на территории губернии 4-х округов большинство корпунктов и бирж труда, находившихся ранее под руководством Пермского губотдела труда, перешли во вновь образованные округа: Пермский, Верхне-Камский, Сарапульский и Кунгурский.

В Пермской округе остались Пермская биржа труда и корпункты в Мотовилихе, Лысьве, Чусовом. В отдельные годы корпункты прекращали свою деятельность: в 1923 г. районная биржа в Мотовилихе временно приостанавливала свою работу и передала дела Пермской бирже труда; в 1925 г. были ликвидированы корпункты в Лысьве и Чусовом, вновь возродившиеся в 1926 г.; в 1923 г. в Оханском районе работа по рынку труда велась инспектором труда, а в 1926 г. открыта биржа труда в Нытве. Таким образом, с 1926 г. по 1930 г. регулярно работали корпункты в Мотовилихе, в Лысьвенском, Чусовском, Нытвенском и Сергинском районах. 

К 1 января 1924 г. по Пермскому округу (Пермь, Чусовой, Лысьва) числилось 4564 безработных: из них мужчин 2307, женщин 2257, в том числе подростков 555 чело¬век. По профессиям они распределялись следующим образом: чернорабочих - 1961 чел., служащих - 1791, металлистов - 849, строителей - 359, финансистов - 254, транспортников - 248, медиков - 186. В это же время на учете биржи труда состояло 108 демобилизованных.

На 1 января 1925 г. численность безработных составила 3348 чел., из них 1147 женщин, 474 подростка, 44 демобилизованных красноармейца. За полгода число безработных увеличилось на 354 человека, что составило 3702: совработников - 723, чернорабочих - 646, металлистов - 574, строителей - 277, финансистов - 158, работников нарпитания - 132, остальных- 1192.
Статистические сведения к 1 января 1926 г. изменились следующим образом: 4328 безработных, из них 2118 женщин, 609 подростков, 23 демобилизованных. На 1 апреля 1926 г. на учете состояло 5112 человек, распределение на работу из них получили 68%.

К концу 1929 г. цифра безработных по Перми вместе с Мотовилихой достигла 8000 человек. В составе безработных преобладали чернорабочие и рабочие низкой квалификации, по полу преобладали женщины. Приток безработных из сельской местности составлял 8 %. Количество спроса за 1929 г. на рабочую силу значительно превышало количество посылок и устройство на работу по причине отсутствия в момент спроса необходимых профессий и квалификаций работников, из-за неявки безработных на посылаемую работу и отказ идти на низкооплачиваемую работу. За 1929 г. поступило спроса на 30556 человекодней, а послано 25027. Спрос увеличился в 1929 г. против 1926 г. - на 184%.

здание биржы труда 1926-30 г.jpg

В этом здании  в Перми по адресу:  ул. 25 Октября, д.1 ,
в 1926-30 г.г. находилась биржа труда

За годы существования биржи труда штат служащих менялся от 5 до 9 человек. В 1929 г. он состоял из управляющего, секретаря, бухгалтера, 2 счетоводов, машинистки, сторожа/уборщицы, рассыльного - итого 8 человек.

список сотрудников.jpg

В 1929 г. биржа труда делилась на секции: квалифицированного труда, железнодорожников, "умственная секция", медсантруд, просвещения, подростков, общая секция. В 1925 г. ранее принятые 3 секции умственного труда, общей и металлистов сокращались в объем одного посреднического бюро. В отдельные годы появлялись секции определенных профессий, например, строителей или местного и водного транспорта; работала секция работников искусств, содержащаяся за счет профсоюза и имеющая слабую связь с биржей труда.
Выдачей пособий занимался отдел социального обеспечения, страховые кассы и в отдельно существующие годы "стол" по выдаче пособий.
В конце 1923 г. комиссией по выдаче пособий по безработице было рассмотрено заявлений: в октябре - 306, удовлетворено - 254, в ноябре - 290, удовлетворено - 182, в декабре подано 363 заявлений, удовлетворено - 222. Таким образом за 3 месяца из 4564 безработных пособия получили 658 человек.
В связи с ростом инфляции размер пособия увеличивался: в 1923 г. он был равен 5 и 3 рублям золотом, в 1925 г. - 7 и 4 рублям, в 1926 г. - 12 и 8 рублям золотом.

Устав.jpg

Наиболее эффективной борьбой с безработицей отмечалась организация трудовых коллективов и артелей. Артель советских работников занималась изготовлением кульков и пакетов, в нее входил 61 человек. Одной из первых, организованных в 1922 г., была швейная артель, которая объединила 45 человек, в артели нарпита состояло 72 человека, в артели "Повар" - 35 человек. В конце 1923 г. возникла артель прачек из 8-13 человек, наиболее многочисленными являлись артели грузчиков и временных работников по расчистке цехов Пушечного завода и затонов в Курье и Заозерье, объединяющие до 300 человек. Были образованы также студенческие артели, артели сторожей. В 1925 г. таких артелей насчитывалось 12, вновь были организованы артели пекарей и белошвеек, занимающих до 40 безработных. Создавались специальные коллективы по роду занятий населения: в Мотовилихе - металлисты, в Пашийском заводе - горняки. Зарплата в артелях колебалась в пределах 18-50 руб.
В 1927 г. возникли три новых коллектива: плакатно-картонажные мастерские, занимающие 15-20 безработных женщин, мастерские по чинке мешков, объединяющие 15 женщин и в секции электромонтеров заняты были 15-17 человек.

Другим способом борьбы с безработицей являлись общественные работы. Организованы они были на средства, отпущенные центром и окрисполкомом. В 1922-1924 гг. организовывали работы по очистке снега. В 1925 - 1926 гг. работы проводились по очистке города, водопроводноканализационные и на постройке Егошихинского моста. В 1925 г. на этих работах все¬го было занято свыше 900 безработных, из которых 250 - женщин. Проработали в общей сложности 22832 женщины, из которых неквалифицированного труда - 12654. На оплату труда было израсходовано 18022 руб. 35 коп., поденная плата была установлена для квалифицированного труда -1 руб., а неквалифицированного - 63 коп. В 1928 г. на общественных работах по очистке садов, исправления дорог принимали участие 692 чело¬века.
При бирже труда существовали экспертно-квалификационные комиссии. В первые годы возобновленной биржи труда про¬водились "чистки" безработных, снимались с учета не отмечающиеся более 2-х недель и имеющие другой доход. Экспертные комиссии носили формальный характер. Выявление квалификации безработных, встающих на учет биржи труда, производился зав. секциями путем просмотра документов о стаже. Постоянная экспертная комиссия существовала лишь для счетно-бухгалтерских и торгово-промышленных служащих при окротделе союза работников за счет финансирования последнего. Так в 1925 г. из прошедших через экспертизу 22 бухгалтеров, 38 коммерческих работников и 30 канцеляристов - 8 человек были признаны профессионально непригодными. В отдельных случаях испытания проводились на предприятиях по договоренности. В 1926 г. на предприятиях проходили испытания 7 счетных работников, 4 машинистки, 8 котельщиков, в отделении хлебопродукта не выдержали испытания мучники.

Биржа труда оказывала содействие в получении квалификации и переквалификации. В школе кройки и шитья в 1925 г. было занято 708 человек, в том числе 240 женщин, 67 подростков. В 1927 г. профкурсы при профшколе окончили 86 подростков и переростков, в 1929 г. - 66 человек, которые приобрели квалификацию литейщиков - 22 человека, токарей слесарей - 27, кузнецов - 6, столяров - 11. Большинство окончивших курсы получали распределение на работы на забронированные для подростков места. В 1926 г. была организована школа машинописи, в которой обучалось 75 женщин, из которых 25 были "на бесплатных местах" посланы биржей труда. В 1929/30 гг. наркоматом труда было намечено обучить 1600 человек, а местные власти запланировали обучить 3000: каменщиков -1490, плотников - 1475, штукатуров - 450. Замыслы были осуществлены ими частично: каменщиков - 769, плотников -137, штукатуров не выпущено. Причинами невыполнения планов являлась нехватка людей, инструментов, а так же административно-хозяйственные изменения.

печати.jpg

В связи с образованием Уральской области и ликвидацией округов к 10 августа 1930 г. все работы по передаче функций округа и ликвидации его учреждений, в том числе и биржи труда, выполнялись специальной комиссией.  По составленному акту на каталоги бирж труда к 1 августа 1930 г. по общей секции числилось 1794 карточки (по количеству безработных); по квалифицированному труду - 968, по умственному труду - 818, по медицинскому труду - 134.  Все делопроизводство биржи труда было закрыто и сдано в архив, имущество передано коменданту исполкома.
В советской энциклопедии отмечено: "К концу 1930 г. безработица в СССР была ликвидирована, в связи с чем биржи труда прекратили свое существование". Вопреки действительности, к концу 1930 г. рынок труда в СССР был официально закрыт,  безработица объявлена вне закона, и биржи труда прекратили свое существование.

В экономике и хозяйственной практике в советский период вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решалась всегда. Это распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений, организованный набор рабочих, сельскохозяйственное переселение семей, общественные призывы. Система органов трудоустройства  населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения» и имелись всего в нескольких городах страны, в том числе в Перми. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание в 1988 году центров по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан на базе существующих бюро. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советов народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организацией переобучении и повышения квалификации работников.

В перестроечный период в России структурные преобразования вызвали появление безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость. С целью максимального поддержания уровня жизни населения и усиления мер по социальной защите граждан, остающихся без работы, была разработана Государственная программа занятости населения. В рамках этой программы в соответствии с принятыми Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в 1991 году была создана государственная служба занятости населения.